24/7: +7(495)961-51-49  @  
КОНТР
ЗаконодательствоВывоз батареекУтилизация АКБВывоз/утилизация Б/У контейнеровПоставщикам/производителямДобавить свой товарДетям Карта сайта

Контейнеры для сбора батареек!   Контейнеры для сбора люминесцентных ртутьсодержащих ламп   Контейнеры для медицинских отходов   Контейнеры для раздельного сбора мусора   Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Что делать с отработанными ртутьсодержащими лампами: проблемы и решения

А. С. Дунаев, председатель комитета экологического нормирования департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, действительный член Международной академии информатизации

К. П. Морозова, ведущий специалист комитета экологического нормирования

По мере того, как энергосберегающие ртутьсодержащие люминесцентные лампы все более и более входят в нашу жизнь, все актуальнее становится проблема их утилизации. Причем вызывает вопросы не процесс утилизации этих ламп, а простая, на первый взгляд, но сложная в осуществлении процедура экологически безопасного сбора отработанных ламп от потребителей. Посмотрим, какие пути решения этой проблемы применяют в Ярославской области.

Неочевидная угроза

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащее обращение или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан и окружающей среде, утверждаются правительством РФ. В целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с отходами, правительством РФ утверждается государственная программа, подлежащая реализации с 1 января 2011 года.

Почему переход на энергосберегающие технологии как экологически дружественные потребовал специальных мер безопасности в виде правил обращения и государственной программы для обеспечения безопасности?

Причина в том, что переход на массовое использование энергосберегающих ртутьсодержащих ламп (ЭСЛ) таит в себе неочевидные (во всяком случае, для массового сознания) и поэтому еще более серьезные угрозы человеку и окружающей природной среде. Так, при их очевидном положительном вкладе в энерго- и ресурсосбережение, ЭСЛ содержат крайне опасные даже в незначительных концентрациях газообразные соединения ртути.

Если в 2008 году, по данным Рос-потребнадзора, было продано около 50 млн компактных ЭСЛ, то после введения известных ограничений на обращение ламп накаливания процесс использования ЭСЛ принял лавинообразный и неконтролируемый характер, причем в условиях, когда Роспотребнадзор констатирует «полное отсутствие необходимой инфраструктуры по централизованному сбору и переработке (утилизации) компактных люминесцентных ламп, особенно в отношении потребительского (бытового) сектора их использования».

Из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан, отработанные лампы в лучшем случае выбрасываются вместе с обычным мусором с последующим размещением на полигонах твердых бытовых отходов, загрязняя окружающую среду, в худшем – становятся источником смертельной опасности в быту и на производстве.

Наиболее острым вопросом при использовании ЭСЛ является обеспечение их безопасного использования и утилизации (cогласно письму Роспотребнадзора от 15 января 2010 года № 01/285-10-23). Каждая такая лампа содержит 3–5 мг паров ртути, относящейся к первому классу чрезвычайно опасных химических веществ с предельной допустимой концентрацией (ПДК) в атмосферном воздухе жилых и общественных помещений всего 0,0003 мг/м3.

Опасность представляет не только процесс утилизации отработанных ЭСЛ, но и небрежное обращение с ними: проникновение ртути в организм чаще происходит при вдыхании ее паров, не имеющих запаха, с дальнейшим поражением нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта.
В результате повреждения одной ртутьсодержащей лампы в условиях закрытого помещения в течение нескольких часов возможно достижение концентрации ртути, превышающей ПДК более чем в 160 раз.

В начале большого пути

Государственная политика по внедрению энергосберегающих приборов должна сопровождаться принятием комплекса необходимых мер по обеспечению экологически безопасного их обращения. Что мы имеем на практике?

Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, обезвреживание, транспортирование и размещение которых могут повлечь причинение вреда здоровью граждан и окружающей среде». Они обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц. Казалось бы, нет ничего проще – читай и выполняй, однако, как нередко случается, «гладко было на бумаге».

Так, согласно правилам, потребители ЭСЛ (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ЭСЛ и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Потребители ЭСЛ (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ЭСЛ обязаны использовать специальную тару. Сбор отработанных ЭСЛ осуществляют специализированные организации, причем размещение отработанных ЭСЛ не может осуществляться путем захоронения.

В случае возникновения у потребителя отработанных ЭСЛ аварийной ситуации, в частности боя ЭСЛ, люди должны покинуть загрязненное помещение и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обезвреживанию помещения. Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ЭСЛ (кроме физических лиц) самостоятельно.

Итак, правила исключают накопление отработанных ЭСЛ физическими лицами и не отвечают на закономерно возникающий вопрос: что делать с «отработавшей» лампой?

Потребители ламп, согласно правилам, имеют право осуществлять демеркуризацию1 помещений, в то время как физические лица такого права не имеют и обязаны покинуть загрязненное помещение «до проведения специализированной организацией комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений». Как выполнить данное требование в условиях отсутствия таковых служб в сельской местности и больших расстояний до малочисленных сел?

Возникают вопросы не только по поводу готовности местного самоуправления к организации сбора этого вида отходов, но и по организации скорой демеркуризационной помощи (особенно в малонаселенных и удаленных населенных пунктах). А также о качестве самостоятельно проведенных демеркуризационных работ, не говоря уже о выполнении требования к физическим лицам покинуть помещение и о компенсации затрат на проведенные демеркуризационные работы.

Будем надеяться, что выполнение поручения2 Минпромторгу России, Минрегиону России и Минэкономразвития России о внесении изменений в указанные правила «в части определения первичных мест сбора и размещения, установления правил транспортировки, а также контроля за исполнением установленных правил» внесет ясность в вопросы обеспечения экологически безопасного обращения ЭСЛ.

К сожалению, поручения по представлению на утверждение продекларированной государственной программы обеспечения безопасности утративших потребительские свойства ламп в распоряжении № 1794-р нет.

Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, обезвреживание, транспортирование и размещение которых могут повлечь причинение вреда здоровью граждан и окружающей среде»

Ярославская область на пути энергосбережения

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения закон относит разработку и реализацию программ; установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В Ярославской области первым шагом на пути повышения энергоэффективности региональной экономики стало принятие в 2002 году концепции политики энергосбережения на 2002–2005 годы, а в октябре 2006 года – закона Ярославской области «Об энергосбережении в Ярославской области».

В стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года среди главных ориентиров – внедрение энергосберегающих технологий. Решение вопросов энергоэффективности увязано с решением экологических проблем: к основным принципам энергосбережения отнесены первоочередность обеспечения безопасности и здоровья человека, защита среды обитания и жизнедеятельности человека.

Основной проблемой, на решение которой направлена областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области на 2008–2012 годы и перспективу до 2015 года», является повышенная энергоемкость экономики и социальной сферы Ярославской области.

Среди основных направлений по энергосбережению – переход во всех учреждениях областной бюджетной сферы к использованию энергосберегающих приборов освещения вместо ламп накаливания, а также создание условий для перехода на энергосберегающие приборы освещения в муниципальных образованиях и в различных отраслях экономики области.

Организация обращения энергосберегающих ламп в Ярославской области: проблемы и решения

В решении вопросов обеспечения экологически безопасного обращения потерявших потребительские качества ЭСЛ Ярославская область, реализовавшая четыре областные целевые программы «Отходы», имеет заслуживающий внимания опыт: более 15 лет здесь действует система сбора ЭСЛ от предприятий и организаций различных форм собственности – до последнего времени основными пользователями таких ламп являлись именно они.

Имеющиеся в области установки могут перерабатывать до 6–7 млн ламп в год, что позволяет принимать ЭСЛ не только с территории Ярославской области, но и из близлежащих регионов – Костромской, Ивановской и Вологодской областей. Общее количество утилизированных за год ламп составляет около 1 млн шт.

В ноябре 2010 года в целях организации выполнения вышеупомянутых правил комитетом экологического нормирования департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области было проведено межведомственное совещание с участием представителей органов местного самоуправления, территориальных управлений Роспотребнадзора и Рос-природнадзора, а также организаций, занимающихся утилизацией ЭСЛ.

Были определены меры по развитию системы сбора отработанных ЭСЛ от населения. Органам местного самоуправления было предложено:

  • разработать и утвердить порядок сбора отработанных ЭСЛ;
  • организовать пункты сбора отработанных ламп;
  • всеми доступными способами информировать население о правилах безопасного обращения с ЭСЛ и о пунктах сбора отработанных ламп;
  • назначить лиц, ответственных за организацию сбора отработанных ЭСЛ.

В итоге проведенной работы во всех муниципальных образованиях Ярославской области были утверждены порядки сбора отработанных ЭСЛ от населения одним из  следующих способов:

1. В крупных населенных пунктах, как правило центральных усадьбах поселений, были созданы стационарные пункты сбора отработанных ЭСЛ от населения со специально оборудованным контейнером и демеркуризационным комплектом, назначен ответственный работник и определен график работы приемного пункта.

2. В Ярославле специализированной организацией оборудован экомобиль, который по определенному графику осуществляет объезд территории города и сбор отработанных ЭСЛ.

3. В отдаленные от областного центра районы и населенные пункты специализированная организация выезжает  в определенный день на установленное место сбора  отработанных ЭСЛ и других ртутьсодержащих приборов. Информация размещается в местных СМИ, на интернет-портале района, на информационных стендах.

4. В специализированные контейнеры для сбора отработанных ЭСЛ на контейнерных площадках для сбора бытовых отходов от населения.

В ходе работ по сбору ЭСЛ были выявлены следующие недостатки:

  • Нет полного охвата жителей простым и удобным для них способом сбора ламп.
  • Житель должен накопить лампы, выбрать время и отправиться в пункт сбора ламп или на стоянку экомобиля.
  • Из многих удаленных населенных пунктов до пунктов сбора или стоянки экомобиля собранные ЭСЛ приходится транспортировать неспециализированным транспортом.

Наиболее удобным для населения, безопасным и эффективным способом оказался сбор отработанных ЭСЛ в специализированные контейнеры на контейнерных площадках. Данный способ в качестве эксперимента внедрили в Рыбинском муниципальном районе.

Контейнер для ртутных ламп, термометров и батареек KM11 800x500x1300

Рисунок 1.

Контейнеры, установленные в пос. Каменники Рыбинского района Ярославской области:
а) эксплуатируется с 2011 года;
б) одна из последних моделей для сбора и накопления отработанных компактных и линейных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих бытовых термометров и химических источников питания (батарейки, аккумуляторы)

Местные умельцы разработали такую конструкцию контейнера, которая исключает механическое повреждение лампы при опускании ее через загрузочный люк и далее при скатывании в отсек хранения. Через запирающийся люк на передней панели контейнера лампы легко извлекаются сотрудником обслуживающего предприятия для последующей транспортировки и утилизации. Контейнер имеет антивандальное исполнение, самозакрывающийся люк и запорное устройство разгрузочного люка, которое защищает внутреннее пространство контейнера не только от воздействия атмосферных осадков, но и от «человеческого фактора». На контейнер для сбора энергосберегающих ламп получен патент, а также сертификат соответствия и экспертное заключение о соответствии единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.

Контейнеры были установлены в Каменниковском сельском поселении Рыбинского района. Жители стали активно помещать туда отработанные лампы. Выемка ламп производится еженедельно. За период эксплуатации контейнеров с 2011 года до настоящего времени ни один контейнер не был испорчен, ни одна лампа не была разбита. Данный опыт получает распространение и в других муниципальных районах области.

В то же время следует отметить, что контейнеры для накопления отработанных ламп, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации…», не подлежат таковой, что вызывает неоднозначную реакцию со стороны надзорных органов, а также вопросы потребителей о возможности использования предлагаемых организациями контейнеров различной конструкции и не способствует широкому вовлечению контейнеров в практику сбора ламп.

Что делать?

Ежегодно на утилизацию ЭСЛ из областного бюджета, а также из бюджета Ярославля выделяются значительные средства, в связи с чем, по мере вытеснения с рынка ламп накаливания, все чаще возникает вопрос о необходимости принятия срочных мер по формированию системы национального рециклинга ртутьсодержащих ЭСЛ за счет средств товаропроизводителей, импортеров и торговых организаций, которые, по примеру развитых стран, должны нести ответственность за утилизацию произведенной (закупленной, продаваемой) ими продукции.

В условиях ограниченных ресурсов местного самоуправления, сохраняющейся неопределенности полномочий федеральных и региональных органов государственного управления в организации безопасного обращения ртутьсодержащих ЭСЛ, относительно невысокого жизненного уровня, недостаточной санитарно-гигиенической и экологической культуры значительной части населения и, наконец, отсутствия порядка подтверждения производителями и импортерами соответствия ЭСЛ европейским стандартам (о чем свидетельствует поручение № 5 Распоряжения Правительства РФ от 27 сентября 2012 № 1794-р), на наш взгляд, весьма сложно обеспечить предупреждение загрязнения ртутью жилых помещений и окружающей среды обитания в целом.

Принимая во внимание отсутствие должного контроля за качеством ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, недостаточную изученность и неоднозначность влияния спектра излучения энергосберегающих ламп на здоровье человека, необходимость учета различных предпочтений потребителя в условиях рыночной экономики и, наконец, неоднозначную оценку результатов внедрения энергосберегающих ламп в Евросоюзе, следует, по-видимому, не столь категорично и не любой ценой стремиться к полному вытеснению традиционных ламп накаливания.

Необходимо срочно (и в первую очередь на федеральном уровне) принять исчерпывающие нормативные правовые, методические, организационно-технические, экономико-финансовые, информационно-просветительские и образовательные меры для цивилизованного и экологически безопасного перехода страны и всех ее регионов на массовое использование энергосберегающих осветительных приборов.

Особое внимание следует обратить на организацию централизованной системы экологически безопасного сбора, транспортировки и утилизации ртутьсодержащих ЭСЛ от населения, привлекая для этого, по примеру других стран, производителей и импортеров ЭСЛ, а также торговые организации. Необходимо не только информировать население о ртутной опасности, но и экономически заинтересовать его в максимально полном возврате непригодных для использования ЭСЛ.

Поскольку речь идет о качестве жизни и здоровье нации, меры, направленные на повышение энергоэффективности за счет внедрения энергосберегающих приборов, должны осуществляться при гарантированном соблюдении экологических и санитарно-гигиенических стандартов.


1 - Демеркуризация (от франц. démercurisation < mercure – ртуть) – система специальных мероприятий по очищению помещений, емкостей и т. п. от разлитой ртути.

2 - См. п. 8 Распоряжения Правительства РФ от 27 сентября 2012 года № 1794-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».